Четверг, 13.12.2018, 03:52
Приветствую Вас Гость RSS
Аниме-магазин
ГлавнаяСтатьиРегистрацияВход
Заказать
АНИМЕ
Статьи
Статьи об Аниме и Манге [31]
Создатели [37]
Студии [61]
О Японии [57]
Писатели [55]
Главная » Статьи » Статьи об Аниме и Манге

История аниме
Аниме, как самостоятельное направление в мультипликации и культуре, возникло в середине XX-го века. История аниме корнями уходит к началу 20-го столетия, когда японцы стали проявлять заметный интерес к импортным техникам создания рисованных фильмов. Несмотря на то, что эксперименты с анимацией проводились в Японии и до этого, первым заметным творением, относимым к аниме, стал вышедший в 1963-м сериал Осаму Тэдзуки «Astro Boy».

В течение 1970-x аниме активно изменялось, разрывая связи со своими иностранными прародителями и рождая новые жанры, такие, как меха. Появлялись такие произведения, например, как «Lupin III» или «Mazinger Z». Многие известные сегодня режиссёры, в частности Хаяо Миядзаки и Мамору Осии, начинали свою карьеру в эти годы. К 1980-м аниме и манга широко распространились в Японии, и переживали свой так называемый «Золотой век».Были выпущены первые сериалы из цикла «Gundam», начала свой путь к вершине Румико Такахаси. Полнометражный фильм «Akira» установил в 1988-м рекорд бюджета аниме-фильма.

1990-е и 2000-е годы стали временем широкого признания аниме за пределами Японии. «Akira» и вышедший в 1995 году «Ghost in the Shell» получили известность по всему миру. В разы возросло число как поклонников аниме, так и зрителей, смотрящих его от случая к случаю. В то же время в Японии продолжали совершенствоваться технологии создания и отрисовки аниме: студии переходили на компьютерную графику, использовали вставки трёхмерной анимации. Не стоял на месте и прогресс в области сюжетов и произведений. Из детских мультипликационных фильмов начала XX-го века японская анимация превратилась в культуру, творящую разнообразные, серьёзные и забавные, эмоциональные и наивные, предназначенные для подростков, детей и взрослых произведения.

Первый этап японской анимации

Старейшее известное аниме, найденное в 2005 году, было создано около века назад - приблизительно в 1907 году. Короткий мультфильм состоял из пятидесяти нарисованных на ленте целлулоида кадров. Изображённый на них мальчик рисует китайские иероглифы, означающие "движущиеся картинки" (кит. 映画), затем поворачивается к зрителю, снимает шляпу и кланяется. Художник, автор этой анимации, неизвестен.

Произведения первой четверти XX века, в основном, создавались энтузиастами, которые вдохновлялись творениями своих иностранных коллег. Фильмы представляли из себя короткие - от одной до пяти минут - анимационные ленты без звукового сопровождения. Иногда сюжеты и герои таких аниме были заимствованы из западной культуры, но чаще это были экранизации старых японских сказок. К концу указанного периода длительность отдельных мультфильмов могла достигать 15-ти минут.

По различным причинам большая часть произведений этих лет к настоящему времени оказалась утрачена. Известно, однако, что некоторые из них демонстрировались на публике, и даже собирали деньги в кинотеатрах. В эпоху немого кино творили такие аниматоры, какОтэн Симокава, Дзюнъити Коти, Сэётаро Китаяма, Санаэ Ямамото (чей мультфильм "Гора, где бросали стариков", возможно, является старейшим известным именованным аниме), Ясудзи Мурата и мастер анимации теней, Нобору Офудзи. Большинство из них работало в домашних условиях, хотя их и поддерживали владельцы кинотеатров, покупая у них права на показы их творений.

Второе поколение японских аниматоров появилось в предвоенный период. К этому времени японский фольклор в аниме уступил место новым сюжетам, часто юмористическим, в западном стиле. Анимация завоевала внимание широкой общественности и интерес государства. В эти годы были приняты первые законы, ограничивающие аудиторию произведений - некоторые аниме были признаны пригодными к демонстрации только лицам старше 15 лет. С другой стороны, фильмы, содержавшие элементы обучения, всячески поддерживались и одобрялись министерством образования Японии. Сотни тысяч иен были потрачены на спонсирование таких произведений.

На аниме также отражалась общая политическая и социальная обстановка в Японии. Одной из первых ласточек наступающего милитаризма стал вышедший в 1934 -м году 11-минутный мультфильм Митуё Сэо "Рядовой второго класса Норакуро", экранизация короткого газетного комикса о невезучем псе, попавшем рядовым в армию зверей.После вторжения Японии в Китай в 1937 -м году были приняты первые законы о цензуре, которые существенно упростили контроль над производимой продукцией. Появилось большое количество пропагандистских аниме, снятых по заказу военных. В 1943 -м году японское правительство решило финансировать создание первого японского полнометражного мультфильма, и подрядило всё того же Митуё Сэо собрать для этой цели команду аниматоров. Нарисованный ими 74-минутный фильм "Святые морские воины Момотаро" был юношеской лентой о команде сильных бесстрашных зверей (вероятно, символизировавших японских солдат), освобождавших Индонезию и Малайзию от дьявольских рогатых пришельцев, означавших союзные войска. В апреле 1945 -го, когда он вышел, однако, такие радужные предсказания относительно исхода войны уже не представлялись возможными.

Анимация в послевоенное время

После окончания войны экономика Японии находилась в упадке. Несмотря на то, что цензура и государственное участие в создании анимации были практически сведены к нулю, сколь-либо заметных произведений не появлялось практически десять лет. Существенным препятствием развитию анимации стало также то, что с повышением длительности и сложности произведений стало невозможным работать над ними в одиночку или с небольшим числом помощников. Доморощенные студии более не могли обслуживать запросы публики, а крупные компании не возникали из-за рискованности предприятия и тяжёлого экономического положения в стране.

Ситуация изменилась с появлением в 1956 году Toei Animation , выпустившей вскоре свой первый полнометражный цветной аниме-фильм "Хакудзядэн" ("Hakujaden" , 1958). Возникновение Toei ознаменовало собой начало нового периода в развитии аниме - периода профессионального творчества. Первые полнометражные фильмы студии очень близко следовали канонам произведений Диснея, используя музыкальные и песенные вставки, а также наравне с людьми задействуя животных. Такая стилизация отчасти сохранялась в произведениях Toei Animation до 1970-х годов. Компания существует и до сих пор, оставаясь самой старой известной японской анимационной студией.

Политика Toei с самого момента её возникновения позволяла аниматором довольно свободно экспериментировать с произведениями. Хорошим примером тому является фильм Исао Такахаты "Hols: Prince of the Sun" (1968), экспериментальная, в некотором роде даже провокационная лента. "Hols" часто называют прародителем авторского или экспериментального аниме, к которому в разные периоды развития впоследствии относили многих известных режиссёров, даже Хаяо Миядзаки и Мамору Осии. На момент же своего появления фильм был необычен ещё и потому, что одним из первых отошёл от Диснеевских канонов в сторону собственных инноваций. Несмотря на некоторую правку и порядка 30 минут вырезанных сцен, "Hols: Prince of the Sun" был выпущен Toei и собрал средних размеров кассу в кинотеатрах.

Значительным вкладом раннего Toei в совеременное аниме стало использование "ключевых сцен". Широко используемый сегодня метод сокращения затрат на анимацию состоит в том, что отдельные, значительные в визуальном смысле кадры прорисовываются с гораздо большей детализацией, чем общий поток видео. Ясуо Оцука, аниматор из Toei, первым стал использовать этот приём, создав его в процессе экспериментов по упрощению работы над мультипликацией.

В 1963 году произошло ещё одно чрезвычайно важное для развития японской анимации событие. Осаму Тэдзука, известнейший японский художник, автор ряда популярнейших манг, начал выпускать на своей студии Mushi Productions первый свой анимационный телесериал, "Tetsuwan Atomu" ("Astro Boy"). Несмотря на популярное заблуждение, "Astro Boy" не был первым аниме-сериалом на японских телеэкранах, его опередил "Manga Calendar" 1962 -го. Тем не менее, именно в "Atomu" впервые использовался сквозной сюжет и постоянные персонажи. Произведения Тэдзуки на телеэкранах мгновенно обрели ту же популярность, что и их манга-прототипы, и вдохновили других художников на создание телевизионных сериалов. В ближайшие годы были сняты и показаны по телевидению такие сериалы, как "Tetsujin 28-go" Мицутэру Ёокоямы, "Jungle Emperor" Тэдзуки и "Mach Go Go Go" Тацуо Ёсиды, известный в России под названием "Спиди-гонщик". Последнее аниме было снято на студии Tatsunoko Production , ещё одной весьма влиятельной и известной компании, появившейся в эти годы.

Поздние 1960-е ознаменовались для аниме экспериментами с формой и содержанием. Тэдзука, сторонник идеи о создании комиксов и анимации для различных возрастов, создал несколько фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию: это были "Тысяча и одна ночь" (1969), "Клеопатра" (1970) и "Печальная Беладонна" (1973). "Беладонна" оказалась среди них самым необычным произведением - многие считают, что этот фильм даже стал идейным вдохновителем известного современного аниме "Revolutionary Girl Utena" (1997). Также в 1971 году был начат телепоказ первого "взрослого" телесериала, "Lupin III" .

Аниме в 1970-х

В 1970-х годах рынок японского кино заметно сократился и потерял свои позиции из-за растущего конкурента - телевидения. Именно оно перетянуло к себе многих аниматоров из компании Toei, которые пошли в такие компании, как A Pro и Telecom animation. Mushi Productions обанкротились ( была восстановлена только через 4 года). В результате этого многие молодые художники были продвинуты по карьерной лестнице и достигли позиции директоров в очень короткие сроки. Приток молодых талантов дал возможность экспериментировать.

Примером таких экспериментов могут послужить серии аниме "Heidi" одного из самых известных постановщиков аниме Isao Takahata, выпущенные в 1974 году. Многие телекомпании считали, что у этого мультика не будет успеха, так как это была обычная драма, анимированная для детей, а им нужно было что-то фантастическое и увлекательное. В конце концов Хейди стало настолько популярным, что его показывали во многих европейских странах. В Японии оно стало таким популярным, что позволило Miyazaki и Takahata начать новое аниме World Masterpiece Theatre, основанное на литературном произведении. Даже несмотря на то, что Miyazaki и Takahata ушли в конце 70-х, это аниме продержалось до середины 90-х.

В 70-х также появился новый жанр - меха. Из ранних работ можно назвать Mazinger Z (1972-74), Science Ninja Team Gatchaman (1972-74), Space Battleship Yamato (1974-75) и Mobile Suit Gundam (1979-80). Эти названия показывают возрастающее влияние научной фантастики в аниме, а также переход от сюжетов с супер-героями к более реалистичным космическим операм с более усложненным сюжетом и размытым понятием "добра" и "зла".

Аниме в 1980-х

Переход к космическим операм стал более явным в конце 1970-х из-за ошеломительного успеха Звездных войн. Это позволило возродить раннюю космическую оперу "Space Battleship Yamato" в театральной версии. Именно эта версия Ямато считается основой или началом бума аниме в 1980 годах, также называемым "Золотым веком аниме" .

Два важных события произошло при переходе от супер больших трансформеров к космическим эпопеям. Приверженцы субкультуры ( в последствии будут называть себя Отаку) в Японии начали выпускать журналы об аниме, такие как Animage и позже Newtype .Эти журналы появились из-за растущего количества фанатов телевизионных сериалов, например Ямато.

В добавление к этому в это время появились усовершенствования в технологиях создания аниме. Yoshinori Kanada, знаменитый режиссер, позволил главным аниматорам, работавшим на него, использовать свой собственный стиль при рисовании персонажей, что позволило экономить деньги. Это положило начало индивидуальности в аниме, что является уникальным для Японии (в коммерческих проектах). Также творчество Yoshinori Kanada послужило вдохновением для Takashi Murakami, художника и скульптора, который был основателем стиля под названием Superflat.

В Америке популярность Звездных войн была тоже большой, но имела меньший эффект на развитие аниме. Gatchaman был переделан в Battle of the Planets в 1978 году и потом опять изменен в G-Force в 1986. Space Battleship Yamato был переделан в Star Blazers в 1979 и наконец, и возможно самый знаменитый, Robotech (1985) вышел под 3-мя названиями : The Super Dimension Fortress Macross, Super Dimension Cavalry Southern Cross и Genesis Climber Mospeada. Первые отаку в Америке появились именно благодаря этому сериалу.

Субкультура Отаку стала более распространенной после обработки Mamoru Oshii знаменитой манги Urusei Yatsura 1982. Эта манга позволила ее создателю, Rumiko Takahashi, стать немаловажной персоной в мире аниме, несмотря на то, что она начинала как doujinshi(обычно относится к художникам-любителям). Что касается Mamoru Oshii, то он решил отойти от традиционных представлений фанатов в его фильме Urusei Yatsura 2: Beautiful Dreamer (1984). Этот прорыв в культуре отаку позже позволил автору продолжать экспериментировать.

Отаку также повлияли и на людей, которые только начинали заниматься аниме. Наиболее популярными из них были Daicon Films, группа начинающих продюсеров, которая в последствии станет Studio Gainax. Gainax начала выпускать фильмы по договору с Daicon Scifi и стали настолько популярными среди отаку, что им выпал шанс руководить самым высокофинансируемым аниме Royal Space Force: The Wings of Honneamise (1987).

Одно из самых знаменитых и влиятельных аниме, Nausicaa of the Valley of the Wind (1984), было создано в этот период. Картина подняла престиж аниме и сподвигла к спонсированию многих амбициозных и экспериментальных проектов. Также благодаря этому фильму его режиссер Hayao Miyazaki и его давний коллега Isao Takahata получили возможность организовать свою собственную студию под предводительством бывшего редактора Animage Toshio Suzuki. Студия в последствии будет называться Studio Ghibli, а ее первым фильмом будет Castle in the Sky (1986).

Примерно в то же время , что и Nausicaa, появился новый типа аниме - OVA(Original Video Animation). Эти овы были предназначены только для домашнего просмотра или просмотра небольших групп людей. Первая ОВА была Moon Base Dallos' (1983-1984) режиссера Mamoru Oshii. Dallos провалился, но Megazone 23 (1985) был настоящим успехом на этом рынке.

Так же именно благодаря OVA появилась порнография в аниме, например Cream Lemon (1984).

В 80-х с выходом Nausicaa увидели свет высокофинансируемые и экспериментальные проекты. В 1985 Toshio Suzuki помог собрать средства для фильма Oshii Angel's Egg (1985). На рынок овы поступили такие картины как Take the X Train, Neo-Tokyo и Robot Carnival(все три 1987).

Аниме по литературным произведениям стали более амбициозными и высокобюджетными, смотря на популярность Nausicaa. Night on the Galactic Railroad (1985), Tale of Genji (1986) и Grave of the Fireflies (1987) были именно такими. Период дорогих и экспериментальных аниме подошел к концу с выходом двух самых высокобюджетных фильмов : Royal Space Force: The Wings of Honneamise (1987) и Akira (1988).

Но далеко не все аниме окупались, в результате чего многие студии закрывались. Выжила лишь одна студия Ghibli, которая выпустила фильм Kiki's Delivery Service (1989), принесший 40 миллионов долларов.

Несмотря на то, что Акира провалился в Японии, он получил огромную популярность зарубежом, что лишь увеличило количество фанатов аниме. С провалом Акиры дома и ошеломительным успехом в других станах и смертью Osamu Tezuka в 1989 Золотой век аниме завершился

Аниме в 1990-х

В 1995 году Hideaki Anno написал сюжет и спродюсировал спорное аниме Neon Genesis Evangelion. Этот мульт стал популярен среди фанатов аниме в Японии, а также и в других странах. Предполагается, что Анно рассчитывал на то, что Ева достигнет такой популярности у отаку, что станет точкой опоры для подъема угасающей индустрии аниме. Но по ходу развития, Евангелион, критикуя сложившуюся культуру, перерос в нечто большее, а точнее в неменее спорный, но довольно удачный(принес более 10 млн $) фильм The End of Evangelion (1997). Hideaki Anno в конечном счете будет ставить реальные фильмы.

Многие серии телевизионного показа Евангелиона были настолько спорными и неоднозначными, что TV Tokyo пришлось ужесточить цензуру насилия и секса в аниме. В результате этого Cowboy Bebop (1998) был урезан и было показано только около половины задуманных серий. В последствии требования немного смягчили, но Евангелион оставил свой отпечаток на аниме в целом.

В дополнение Ева положила начало так называемым "post-Evangelion" сериалам, большинство из которых было про огромных роботов со сложным религиозным или психологическим сюжетом. В качестве примера можно привести RahXephon, Brain Powerd и Gasaraki. Так же к ним относятся и сериалы, которые показывали ночью по японскому телевидению. Начиная с Serial Experiments Lain (1998), ночные показы стали использоваться для экспериментальных аниме, таких как Boogiepop Phantom (2000), Texhnolyze (2003) и Paranoia Agent (2004).

Стиль рисования, начатый Takashi Murakami, комбинирующий японскую поп-культуру с постмодерным направлением, называющийся Superflat, тоже начал использоваться в это время. Murakami утверждал, что движение - это взгляд на послевоенную японскую культуру глазами отаку. Выставки работ этого художника были особенно популярными в Японии и немало повлияли на аниме-режиссеров , особенно из студии Studio 4°C.

Вместе с экспериментальными ночными показами, этот период ознаменовался резким ударом по субкультуре отаку. Многие сериалы, которые показывали в ночное время, были основаны на эротических играх(h-games) и созданы специально для заядлых отаку. Среди таких аниме были Green Green (2003), Mahoromatic (2001) и Hand Maid May (2000). Такие сериалы были подвергнуты жесткой критике и признаны содержащими сцены сексуального характера( с изображением идеализированных пропорций женского тела), а также нарушающими традиционные представления об аниме и созданными специально для фанатов. Хотя в то же время некоторые из этих мультиков принесли солидный доход.

1990-е увидели расцвет Покемонов(Pokemon), которых некоторые называют одним из лучших аниме когда-либо созданных. Популярная видео игра переросла в аниме с несколькими сезонами, трансляцией зарубежом, карточную игру, игрушки и многое другое. По некоторым оценкам, одно из лучших аниме, Dragon Ball Z, также было создано в этот период.

Поздние 90-е и начало 2000-ого увидели растущее признание аниме зарубежом. Cowboy Bebop был популярен в Японии и имел большой успех на Западе. Spirited Away разделил первый приз в 2002 году на кинофестивале в Берлине и выиграл "Academy Award for Best Animated Feature" в 2003. Innocence: Ghost in the Shell режиссера Oshii был номинирован на награды на Каннском фестивале в 2004 году.

Помогло широкому распространению аниме по миру Animax, признанное самым большим 24-часовым кабельным телевидением, где показывают только аниме. Трансляция велась по всему миру, включая Японию, Тайвань, Гонконг, Филиппины, Южную Азию, всю индийскую часть, Бразилию, Латинскую Америку, Южную Корею и другие регионы.

Категория: Статьи об Аниме и Манге | Добавил: Aheron (30.08.2007) | Автор: Full Metal
Просмотров: 1228 | Комментарии: 2

Всего комментариев: 2
2 dodge  
этот материал был взят из сайта http://rozvutokkino.elitno.net/anim/4-anime.html

1 орочимару  
отличный материал

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Мини-чат
Статистика

Счетчики
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AnimeList.ru Лучший каталог аниме MyAnimeTop - рейтинг сайтов по аниме, манге и хентаю Наружная реклама, создание сайтов, полиграфия
Copyright MyCorp © 2018
Хостинг от uCoz